Б
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Баланс
Баланс (фр. balance - весы) - система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Читать далее...В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:
- получить значительный объем информации о предприятии;
- определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
- установить, за счёт каких статей изменилась величина оборотных средств;
- оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.
Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
- руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;
- аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
- аналитики определяют направления финансового анализа.
Бухгалтерский баланс является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта. Среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте. В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов:
- вступительный;
- текущий;
- заключительный (годовой);
- разделительный;
- передаточный;
- сводный (консолидированный);
- ликвидационный.
Балансирующим показателем во вступительном балансе выступает уставный капитал, поскольку на этом этапе нет другого источника поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности.
При составлении заключительного баланса таким показателем выступает финансовый результат (прибыль или убыток) организации.
Для всех других видов бухгалтерского баланса балансирующим показателем могут выступать как уставный капитал организации, так и финансовый результат ее деятельности.
Приведенный перечень бухгалтерских балансов по сути своей соответствует жизненному циклу юридического лица. На этом пути трансформация в организационной структуре данного лица происходит главным образом под воздействием его финансового состояния и места на соответствующем сегменте рынка товаров, работ и услуг. Следует особо выделить понятие самостоятельного баланса. Его ведут субъекты, наделенные правами юридического лица. При отсутствии таких прав составляется отдельный баланс. Такой подход распространяется на структурные подразделения экономического субъекта (цехи, филиалы, участки и пр.).
Двусторонняя таблица баланса в графическом изображении показывает на левой стороне состояние имущества в последовательности, соответствующей функциональной роли его составляющих, исходя из степени ликвидности и характера участия хозяйственных средств в процессе воспроизводства общественного продукта. Это актив баланса. Актив отражает состав, и размещение хозяйственных средств (т.е. показывает - чем предприятие владеет и как эти средства распределены, во что вложены). Источники данного имущества отражены в правой стороне баланса - пассиве. Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей баланса.
В интересах сближения отечественной практики с требованиями международных бухгалтерских стандартов в последнее время бухгалтерский баланс стали составлять не в первоначальной (исторической) оценке (баланс-брутто), а в реальной оценке на дату составления баланса, “очищенном” от регулирующих статей (баланс - нетто). Такой подход распространяется как на имущество длительного пользования, так и состав оборотных средств.
В активе имущество приведено с учетом степени ликвидности. Ликвидность активов характеризует скорость превращения хоз. средств предприятия в денежную форму, т.е. показывает относительную величину времени, необходимого для реализации формулы товар-деньги. Наименее ликвидные статьи (“Нематериальные активы”, “Основные средства”) размещены в начале, а легко реализуемые активы (“Касса”, “Расчетный счет”) - в конце баланса.
Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легкореализуемые виды имущества, а в конце баланса - наименее ликвидные активы.
В любом случае имущество предприятия - актив (А) должен соответствовать его обязательствам (П) и собственному капиталу (К): А=О+К Это формула бух. баланса: А=П, где П=О+К И производные формулы К=А-О ; О=А-К
Разложение правой стороны баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов (П) в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный капитал (К) получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам.
Классификация балансаПо времени составления
-
Вступительные - на момент возникновения предприятия
-
Текущие - в течение года
-
Ликвидационные - при ликвидации предприятия
-
Разделительные – в момент разделения крупного предприятия
-
Объединительные – в момент слияния нескольких предприятий
По источникам составления
-
Инвентарный - данные инвентаризации
-
Книжный – без данных инвентаризации
-
Генеральный – по данным текущего учёта + данные инвентаризации
По объёму информации
-
Единичный баланс – одно предприятие
-
Сводный баланс – несколько предприятий
По способу очистки
-
Баланс-брутто – регулирующие статьи (02,05 счёт)
-
Баланс- нетто – без регулирующих статей
В результат хозяйственной деятельности происходят непрерывные изменения в составе хозяйственных средств предприятия и источников их образования, которые можно подразделить на 4 типа:
- хозяйственные операции вызывают изменения только в составе хозяйственных средств предприятия и их размещении. Одна статья актива баланса увеличивается, другая уменьшается на одну и ту же сумму А А Валюта баланса не изменяется.
- хозяйственные операции вызывают изменения только в составе хозяйственных средств. Одна статья пассива баланса увеличивается, другая уменьшается на одну и ту же сумму П П Валюта баланса не изменяется. К операциям 2-го типа относятся операции по начислению выплат и налогов из прибыли, удержанием из заработной платы, формированию резервов и др.
- хозяйственные операции вызывают увеличение в составе хозяйственных средств и источников. Увеличивается одна статья актива и одна статья пассива баланса на одну и ту же сумму А П . Соответственно увеличивается валюта баланса. К данному типу операций относятся начисление износа по ОС,НА, начисления заработной платы, авансы, полученные от покупателей и заказчиков, получение кредитов банка и др.
- хозяйственные операции вызывают уменьшение в составе хозяйственных средств и источников. Уменьшается одна статья актива и одна статья пассива баланса на одну и ту же сумму А П. Соответственно уменьшается валюта баланса. К данному типу операций относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (в бюджет, поставщикам, рабочим и служащим), погашению кредитов банка и т.п.
Закрыть текст.
Банк
Банк — финансово-кредитная организация,производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству,юридическим и физическим лицам. Читать далее...Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое:
- создано в целях извлечения прибыли;
- имеет право осуществлять банковские операции;
- имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени, а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
- действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов;
- не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.
- центральные банки, осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и денежную эмиссию.
- коммерческие банки, осуществляющие расчётно-кассовое обслуживание, депозитные и кредитные операции:
- универсальные банки, осуществляющие все основные виды банковских операций;
- специализированные банки, специализирующиеся на одной или нескольких банковских операциях;
- сберегательные банки, специализирующиеся на привлечении средств населения.
- инвестиционные банки, специализирующиеся на инвестициях, чаще всего в ценные бумаги.
- «Ритейловый банк» («Розничный банк») — ориентирован на работу с частными лицами.
- «Кэптивный банк» («Карманный банк») — дочерний банк крупной промышленной или банковской структуры, основным назначением которого является обслуживание операций материнской компании.
ИСТОЧНИКИ:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA#Виды_банков
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/3390
Закрыть текст.
Банк-корреспондент
Банк-корреспондент (correspondent bank) – банковское учреждение, выполняющее на основании договора платежные и иные поручения других банков и финансовых организаций, называемых респондентами. Основная масса международных платежей осуществляется именно через корреспондентские счета. Читать далее...Небольшие банковские учреждения могут иметь небольшое количество корреспондентов и при необходимости пользуются сторонними услугами. Существуют банки, которые специализируются только на международных расчетах и могут предложить варианты, отсутствующие у лидеров рынка, особенно когда нужно удовлетворить индивидуальные потребности клиента в использовании низколиквидных или не полностью конвертируемых валютах.
Основные услуги банков-корреспондентов- расчетно-кассовое обслуживание: перечисление средств по экспортно-импортным контрактам, обслуживание клиентов респондента за пределами страны (пластиковые карты, обмен валют и другие);
- расчеты по межбанковским кредитам и депозитам;
- операции с ценными бумагами и валютой;
- взаимная продажа банковских продуктов и услуг в своей стране;
- нестандартные операции, в том числе проведение которых напрямую может быть законодательно ограничено или запрещено в стране банка-респондента;
- поддержка фонда обязательного резервирования;
- административное и хозяйственное обеспечение своих зарубежных филиалов и представительств.
Это главный элемент международной системы платежей, который можно считать депозитом до востребования. С точки зрения банковских функций – это обычный расчетный счет для проведения финансовых операций в другой стране, на котором кроме собственных средств банка могут храниться и средства клиентов.
Виды корреспондентских счетов- «Ностро» (от лат. nostro (наш), второе название due from account) – счет, открытый банком-респондентом в зарубежном банке-корреспонденте для осуществления платежных операций клиентов. Может быть трех типов: в валюте страны банка-корреспондента, национальной валюте или валюте третьих стран. Операции по ностро-счету отображаются в активе баланса респондента в национальной и иностранной валюте для предоставления консолидированной отчетности в контролирующие органы по месту регистрации.
- «Лоро» (от лат. loro (их)) – счет, который в качестве респондента открыл банк-корреспондент. Простыми словами, получаем «обратный ностро», операции по которому вносятся в пассив баланса респондента. Могут открываться в иностранной и национальной валюте.
- «Востро» – корреспондентский счет, открытый в национальной валюте респондента или в третьей валюте, удобной для обоих участников договора;
Межбанковский договор может не предусматривать взаимное открытие счетов, и в таком случае все расчеты идут через третьих участников, что характерно для операций в развивающихся странах Азии и Африки. Корреспондентские отношения могут быть не только добровольными, а и обязательными, например все коммерческие банки обязаны иметь открытый счет в расчетном центре Банка России.
Количество ностро и лоро счетов в конкретном банке зависит от уровня развития экономики и влияния национальной валюты на финансовый рынок. Так, банки США имеют значительно больше лоро-счетов от нерезидентов, чем ностро за пределами страны в недолларовом эквиваленте.
Межбанковские платежные системыSWIFT
Система создана в 1973 году для ускорения и стандартизации международных денежных переводов между банками-корреспондентами, коммерческими организациями и частными лицами. На текущий момент в системе больше 100 000 банков и фирм в 209 странах.
Каждый участник имеет свой уникальный код в системе SWIFT-ID и для осуществления платежа достаточно кода получателя. Среднее время обычного платежа составляет 20 минут, срочные обрабатывается за 1,5 минуты например, платежи в Китай. Низкие тарифы и большой список доступных валют, гарантия доставки с компенсацией убытков по техническим причинам. Из возможных недостатков – упрощенный доступ к финансовой информации правоохранительных органов в рамках программ борьбы с отмыванием средств и терроризмом.
TARGETОрганизована на базе SWIFT для внутренних расчетов стран-участниц ЕС. Кроме повышения скорости и безопасности трансграничных платежей, система дает возможность участникам в режиме реального времени пользоваться дневными кредитами Центробанков при нехватке оборотных средств.
Корреспондентские отношения с оффшорными зонамиФинансовые транзакции через оффшорные зоны – самый популярный вариант для снижения налоговой нагрузки, но всегда нужно помнить при работе с таким банком-корреспондентом, что это привлекает особое внимание правоохранительных органов и департамента надзора Центробанка. Установление банковских корреспондентских соглашений в данном случае регламентируется отдельными документами, например, в РФ применяется следующая процедура:
Российские банки имеют право открывать корреспондентские счета в аналогичных организациях-нерезидентах, зарегистрированных в государствах или территориях с льготным режимом налогообложения и повышенным уровнем конфиденциальности финансовых данных только при выполнении следующих условий:
- Рейтинг долгосрочной кредитоспособности партнера не ниже Aa3 по рейтингу компании Mood’s или AA от Standard and Poor (S&P);
- Если требования по рейтингу не выполнены, но совокупный капитал нерезидента (без клиентских средств и депозитов) составляет не менее 100 миллионов евро, открытие корреспондентских счетов типа ностро возможно после предоставления в Банк России результатов независимой аудиторской проверки финансовой отчетности за последние три года;
ИСТОЧНИК: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/bank-korrespondent/
Закрыть текст.
Банковские карты
Пластиковые банковские карты — удобное современное средство проведения финансовых операций: покупок, расчетов за услуги, перевода средств. Читать далее...Во многих случаях за выбор банковской карты ответственны обстоятельства. Например, если работодатель начисляет заработную плату сотрудникам на карту, то, как правило, он выбирает некий продукт для всех работников, исходя из соображений удобства со своей точки зрения. Это и банк, в котором производится обслуживание зарплатных счетов, и условия, которые предлагаются юридическому лицу как клиенту.
Тем не менее часто и потребителю — физическому лицу приходится выбирать нужный продукт по собственным соображениям удобства пользования им. К таковым соображениям относятся и надежность банка-эмитента, и системы комиссий, взимаемых банком, и различные программы, в которых может участвовать та или иная карта, в соответствии с которыми пользователю предоставляются скидки в магазинах или сервисных организациях. Какие параметры работы карты могут быть полезны и выгодны потребителю — как и при выборе любого другого потребительского продукта, эта информация может оказать решающее значение при выборе банковского «пластика».
Дебетовая и кредитная
По своему функционалу любая банковская карта — это в первую очередь удобный, легкий и безопасный кошелек. Он позволяет оплачивать покупки и услуги в магазинах, сервисных центрах производить интернет-платежи, а также снимать со счета наличные деньги. При всех этих операциях расходуются средства банковского счета, к которому привязана карта. А вот от того, откуда они там берутся, зависит, какая у пользователя карта — дебетовая или кредитная.
Дебетовая — карта, держатель которой может распоряжаться только теми средствами, которые он сам положил на счет. Или, как вариант, средствами, которые ему перечисляет работодатель в качестве заработной платы, или какой-либо контрагент в качестве оплаты услуг, или, например, должник, возвращающий заем при помощи перевода средств на карту. В случае дебетовой карты аналогия с кошельком наиболее прямая — ее владелец может тратить только то, что имеет.
Кредитная карта относится к разряду кредитных банковских продуктов. Предоставляя ее клиенту, банк начисляет на счет некий кредитный лимит — средства, не принадлежащие клиенту, но которыми он может пользоваться по своему усмотрению. Деньги, потраченные держателем кредитной карты, фактически и юридически ничем не отличаются от взятого в банке кредита: их точно так же необходимо вернуть с учетом начисляемых процентов. При этом, однако, в большинстве случаев существует так называемый льготный период пользования заемными средствами, в течение которого проценты не взимаются: вернув потраченные деньги в течение этого периода, клиент не будет должен платить проценты. Стоимость же пользования заемными средствами фактически будет равна годовой плате за обслуживание карты.
Разница между кредитной и дебетовой картами достаточно размытая. Так, многие дебетовые пластиковые продукты имеют так называемый оведрафт, то есть возможность для пользователя израсходовать средств больше, нежели имеется на счете. Понятно, что «лишние» деньги ниоткуда не берутся: просто банк-эмитент предоставляет в распоряжение клиента недостающую сумму, если она не превышает некоего оговоренного значения — так называемого овердрафта. Использованные средства овердрафта также можно рассматривать как кредит — это долг, который необходимо вернуть банку, опять-таки с учетом начисляемых процентов.
Карты с ограниченным функционалом
Существует целое семейство карт, владельцы которых несколько ограниченны в возможностях по сравнению с держателями большинства массовых пластиковых карт. В случае с наиболее распространенными в мире VISA и MasterCard это их продукты VISA Electron и Maestro. Как правило, это дебетовые карты без овердрафта, которые требуют обязательной авторизации при совершении любой операции — чтобы не допустить перерасхода средств. Бывает, что действие этих карт ограничивается географически: например, в Великобритании далеко не все банки и магазины принимают VISA Electron. В некоторых случаях владельцы этих карт могут испытывать трудности при приобретении товаров и услуг через интернет. Недостатки этих продуктов компенсируются простотой их оформления и минимальными требованиями к клиенту, поэтому во многих странах они стали популярны как детские и студенческие карточки.
Нередко упомянутые ограничения налагаются на функционал «безымянных», неперсонифицированных банковских карт, как кредитных, так и дебетовых. Такие карты отличаются, в первую очередь, простотой и быстротой их оформления. Если для выпуска обычной именной карточки требуется несколько дней, а то и недель, то неименная карта может быть вручена клиенту буквально в течение получаса. Она может пригодиться, например, если клиент потерял свою банковскую карту, а ему нужно срочно провести транзакцию с использованием «пластика». В других случаях неименными картами пользоваться не рекомендуется из-за их слабой защищенности от несанкционированного использования.
Банковские проценты и комиссии
Определившись с нужным типом карты, необходимо присмотреться к банкам-эмитентами условиям их работы. Самое главное из таковых — в случае с кредитной картой — это, конечно, процент за пользование кредитом. Наглядной иллюстрацией целесообразности сотрудничества с тем или иным банком выступает так называемая полная стоимость кредита — она включает сумму предоставленного кредитного лимита и начисляемые проценты. Также в нее могут входить расходы на обслуживание счета клиента, на расчетное обслуживание, на выпуск и перевыпуск собственно пластиковой карты.
Независимо от типа карты, банк в общем случае будет взимать с пользователя комиссии. Во-первых, это комиссия за годовое обслуживание счета. В некоторых случаях она может не взиматься, например, если за год по счету не было проведено ни одной операции. Распространена также комиссия за снятие наличных. В случае с кредитной картой это, как правило, довольно высокая по стоимости платная услуга. Большинство банков устанавливают также комиссию за пользование банкоматами других кредитных организаций. Существуют комиссии и за информирование о проведенных операциях по карте при помощи СМС-сообщений.
Несколько выпадает из чисто финансовой области такая услуга, как индивидуальный дизайн банковской карты. Многие банки предлагают оформить карту на вкус пользователя при помощи изображений и оригинальных дизайн-решений. Такая услуга также не бесплатна.
Акции, скидки, привилегии
Банковские карты часто становятся участниками различных маркетинговых мероприятий — акций, проводимых тем или иным рекламодателем. Существуют и долгосрочные программы, в рамках которых банки — эмитенты карточек сотрудничают с различными поставщиками товаров и услуг. Во многих случаях информацию о них можно почерпнуть на сайте банка. Также о бонусных программах рассказывают и сайты платежных систем, к которым относятся различные пластиковые карты.
Одна из популярных разновидностей бонусов для держателей карт — так называемый кэшбэк. Это когда некий процент средств, потраченных на те или иные операции, возвращается на счет пользователя. Он может быть фиксированным — когда, например, на счет возвращается 1 % от любой покупки. В рамках каких-либо акций этот процент может быть выше — до 10 % при пользовании услугами определенного типа или при покупках в определенных магазинах. При этом часто условием для кэшбэка выступает месячный оборот средств. Если пользователь тратит меньше некоей фиксированной суммы (например, 15 тыс. рублей), то возврат средств ему на счет не производится.
Зачастую бонусные программы не предусматривают возврат на счет непосредственно денежных средств. В таких случаях для клиента заводится отдельный бонусный квази-счет, где суммируются «баллы», которые принимают в качестве оплаты части стоимости товаров или услуг организации, заключившие с банком соответствующее партнерское соглашение.
Gold и Platinum
Отдельно стоит упомянуть о VIP-категориях карт, как правило, носящих название Gold или Platinum. Их владельцам доступно множество привилегий и скидок при обслуживании в самых разных компаниях по всему свету. Для них могут быть упрощены различные процедуры, отнимающие время у большинства «простых» пользователей, в том числе даже обслуживание без очереди в офисах банка-эмитента.
Получить «премиальную» кредитную карту проще в общем случае гражданину с высоким подтвержденным доходом. Дебетовую Gold-карту можно получить и не имея высокого дохода. Однако всю полноту выгоды от пользования VIP-карточкой может ощутить скорее состоятельный человек, который пользуется ей регулярно и проводит множество операций на крупные суммы. Если же такая карточка лежит мертвым грузом, то обладатель ее будет лишь вынужден платить повышенную комиссию за ее обслуживание — не менее 3 тыс. рублей в год, что в несколько раз дороже обслуживания простой карты.
Валюты и платежные системы
Если рассматривать карты ведущих мировых платежных систем, то, на первый взгляд, особую разницу в параметрах их работы усмотреть непросто. Однако для тех, кто много путешествует, выбор между картами VISA и MasterCard — вопрос далеко не праздный. Хотя обе эти конкурирующие системы международные и их продукты обслуживаются на территории абсолютного большинства стран планеты, в разных странах выгода от их использования может быть разной.
Дело в том, что для VISA базовой валютой является доллар США, а для MasterCard — скорее евро. И любые операции, производящиеся с иной валютой, сопровождаются конверсией — пересчетом курсовой стоимости валют. Получается, что, производя операцию с евро на территории Евросоюза при помощи карты VISA, курс пересчитывается два раза: с евро — в доллары, а затем — обратно. При этом и платежная система, и банк списывают пусть и незначительную, но реальную комиссию. Чтобы избежать этих потерь, целесообразнее на долларовой территории пользоваться продуктами VISA, а в зоне евро — MasterCard.
Лимиты операций, настройки безопасности
Часто банк прописывает лимиты по тем или иным операциям по картам, например — ограничение объема выдачи наличных через банкоматы, или максимальной суммы безналичного перечисления средств другим людям или организациям. Лимитированы могут быть операции, производящиеся в течение дня, или, например, месяца. Подобные настройки могут быть особенно важны в случае, если карточкой пользуется несовершеннолетний: они позволят минимизировать ущерб от возможного мошенничества.
Существуют и другие уровни технической защиты интересов пользователя. Например, блокировка карты банкоматом в случае, если трижды неверно введен ПИН-код. Также, если в случае каких-либо чрезвычайных или непредвиденных обстоятельств пользователь не успел забрать деньги из банкомата, следует помнить, что через некоторый промежуток времени банкомат их «проглотит» обратно. Во всех таких ситуациях необходимо при первой возможности обратиться в офис банка, которому принадлежит банкомат, с заявлением о выдаче «проглоченной» карты или денег. Здесь может оказаться полезным номер телефона горячей линии банка, указываемый, как правило, на оборотной стороне карты. На случай ее утери или захвата банкоматом следует записать этот номер на другом носителе вместе с номером карты, и, конечно е, беречь эту информацию от посторонних глаз.
Есть и еще несколько простых правил безопасности, снижающих риски при работе с банковскими картами. Во-первых, для работы на территории особой информационной опасности, то есть в интернете, рекомендуется иметь отдельную карточку, на которой лучше не держать крупные суммы денег. Карта же, существующая для офлайна, то есть для магазинов и банкоматов, имеет риски своей природы: ей могут завладеть злоумышленники, украв или задержав в платежном устройстве при помощи технических приспособлений. Чтобы снизить риск потери средств, в данном случае рекомендуется не хранить записанный ПИН-код к карте рядом с ней, в одном бумажнике. Желательно знать его наизусть и только на всякий случай хранить в написанном виде дома — в месте, недоступном случайному постороннему взгляду. Гражданам, у которых деньги лежат на карте с возможностью бесконтактного считывания информации (PayWave или PayPass), следует быть осторожными в местах скопления людей: злоумышленник может приложить бесконтактный терминал к карману, где лежит карта, и списать с нее крупную сумму. Поэтому лучше держать магнитное платежное средство там, куда трудно добраться незаметно — например, в нагрудном кармане.
ИСТОЧНИК: https://finsovet.me/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%...
Составители: Хомутова Маша и Сельская Лиза
Закрыть текст.
Банковская гарантия
Банковская гарантия - это письменное обязательство, выданное банком, страховой организацией или иным кредитным учреждением (гарантом) по просьбе другого лица (принципала), уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Читать далее...Итак, в банковской гарантии участвуют бенефициар, гарант и принципал. Гарантом может быть банк или иное кредитное учреждение, имеющее лицензию на совершение отдельных банковских операций (в лицензии должно быть написано «выдача банковских гарантий») или на все виды банковских операций. В качестве гаранта при определенных условиях может выступать и страховая компания, имеющая лицензию на оказание страховых услуг и действующая в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Банковские гарантии используются в качестве обеспечения обязательств сторон в сделках как между резидентами, так и с иностранными контрагентами. В первом случае применяются правовые нормы, основанные на Гражданском кодексе РФ, а во втором — международные договоры и Унифицированные правила для гарантий по первому требованию. В отличие от ГК РФ, разрешающего выступать в качестве гаранта только банкам (кредитным учреждениям) и страховым организациям, Унифицированные правила распространяют это право на физических и прочих лиц. А также Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах следует отметить, что к Конвенции присоединилось пока незначительное число государств, сама же Конвенция пока не вступила в силу. Однако она отражает сложившуюся международную практику применения способов обеспечения обязательств, в том числе банковской гарантии. Кроме того, есть основания полагать, что Конвенция в скором времени будет применяться в международном коммерческом обороте
Правовая основа банковской гарантии заложена в параграфе 6 главы 23 ГК РФ.
Согласно ст. 374 требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Гарант может определить соответствие документов условиям гарантии только по внешним признакам, так как в его компетенцию не входит решение вопроса о выполнении принципалом и бенефициаром своих обязательств по основному обязательству. Несоответствие документов по внешним признакам условиям гарантии является основанием для отказа гаранта удовлетворить требования бенефициара.
В соответствии со ст.376 ГК, гарант может отказать бенефициару без указания, в чем состоит несоответствие требования и (или) документов условиям гарантии. Следовательно, бенефициар может требовать объяснение отказа, только если это специально оговорено в гарантии. Однако если бенефициар самостоятельно или по подсказке гаранта найдет и устранит это несоответствие в требованиях и (или) документах, он вправе повторно предъявить требование и документы гаранту в пределах срока действия гарантии.
Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается только по основаниям, указанным в п. 1 ст. 378 ГК - во-первых, с уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия; во-вторых, с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана; в-третьих, с отказом бенефициара от своих прав по гарантии и возвращением ее гаранту; в-четвертых, с отказом бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Статьей 370 ГК РФ определена независимость банковской гарантии от основного обязательства. Принцип независимости обязательства гаранта выражается в том, что основанием для отказа бенефициару в требовании об уплате денежной суммы не могут быть какие-либо обстоятельства, связанные с движением основного обязательства, в обеспечение которого была выдана банковская гарантия. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, в п. 5 своего информационного письма от 15 января 1998 г. N 27 разъясняет, что обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства и подлежит исполнению по требованию бенефициара без предварительного предъявления требования к принципалу об исполнении основного обязательства, если иное не определено в гарантии.
В силу ст. 379 гарант имеет право потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, но это должно быть определено соглашением гаранта с принципалом. Гарант не вправе требовать от принципала возмещения сумм, уплаченных бенефициару не в соответствии с условиями гарантии.
Следует подчеркнуть, что гарантия не может быть использована для расчетов подобно документарным аккредитивам, инкассо, банковским переводам. Большинство гарантий, выданных банками, истекает без исполнения.
Цель банковской гарантии - обеспечение надежности, безопасности прохождения сделок, которые достигается гарантированием кредитной организацией (банком) финансовой компенсации в случае невыполнения основным должником (покупателем) договорных обязательств.
Банковская гарантия рассматривается как кредит, предоставленный клиенту: оплата клиентом суммы по договору за приобретение товаров/предоставление услуг/ проведение работ может осуществляться с отсрочкой на срок, на который выдана гарантия. Это, в свою очередь, позволяет получателю гарантии (заявителю) избежать временного дефицита оборотных средств, который периодически возникает у юридических лиц, ведущих активную финансово-хозяйственную деятельность, при просрочке платежей их контрагентами.
Банковская гарантия предоставляется на возмездной основе. В сущности, банковская гарантия - страхование исполнения договорных обязательств.
Принципы гарантированияНа банковские гарантии в общем случае распространяются следующие принципы, относящиеся вообще к обязательствам оплаты.
- Принцип легитимации.
Кредиторы прибегают к банковской гарантии потому, что при заключении сделок и подписании контрактов зачастую не располагают достаточными и достоверными данными об экономическом и финансовом положении своих контрагентов и, следовательно, не уверены в будущем надлежащем исполнении последними обязательств, которые они собираются брать на себя по контракту. Банковская гарантия в этом случае снимает сомнения кредитора, являясь свидетельством того, что принципал способен выполнить такие обязательства. Предполагается, что банк серьезно отнесется к делу и тщательно проверит репутацию и финансовое состояние своего клиента.
- Принцип мотивации.
Принципалу угрожает потеря гарантийной суммы, если он не выполнит принятые на себя обязательства по договору. Это является для него, при прочих равных условиях, мощным стимулом выполнить записанное в договоре обязательство самостоятельно, даже если его интерес к конкретной сделке ослабевает.
- Принцип компенсации.
Если принципал все жене выполняет свои обязательства, то кредитор (бенефициар) вправе рассчитывать на гарантийную сумму, чем сможет полностью или частично компенсировать финансовые последствия нарушения договора контрагентом.
Банковские гарантии достаточно популярны. Помимо уже сказанного это объясняется также их высокой надежностью и быстротой реализации. С точки зрения банков выдача гарантий выгодна тем, что, во-первых, за оказание данной услуги они вправе взимать комиссионные (размер которых вполне сопоставим с размером процента за кредит), во-вторых, выдача гарантии не требует отвлечения средств из оборота, как это имеет место при выдаче кредита.
Особенности и виды банковской гарантии- Предоставляется как в национальной, так и в иностранной валютах;
- Не отвлекает из обращения денежные ресурсы;
- Используется для обеспечения расчетов по заключенным договорам, преимущественно за товары, работы, услуги;
- При предоставлении банковской гарантии обязательным условием является ее обеспеченность.
С точки зрения присущих им свойств банковские гарантии бывают следующих видов:
- Срочная безотзывная - характеристика нормальной банковской гарантии, означающая, что гарант не вправе в одностороннем порядке, т.е. без согласия кредитора (бенефициара), отказаться от принятых на себя обязательств. На практике встречаются и отзывные гарантии, но они обычно вызывают крайне негативную реакцию бенефициара и вообще не соответствуют природе банковской гарантии.
- Безусловная и условная: в первом случае гарант обязан заплатить по первому требованию бенефициара, не выдвигая никаких условий, в том числе не требуя предъявления документов, подтверждающих такое действие бенефициара (гарантия по требованию); во втором случае гарант также должен исполнить свое обязательство (т.е. гарантия остается безусловной в смысле права ее истребования), но на основании мотивированного требования, т.е. при наступлении определенных в договоре условий и представлении документов, подтверждающих выполнение бенефициаром собственных обязательств по сделке и/или какого-либо иного документа (например, постановления суда или арбитражного суда).
- Обеспеченная и необеспеченная: обеспеченная залогом имущества или каким-либо иным образом (например, акцептом); представляющая собой простое письменное обязательство банка.
- Ограниченная и неограниченная по сумме: в первом случае гарант отвечает только за какое-либо конкретное обязательство, выраженное в конкретной сумме; во втором случае гарант может отвечать за всю сумму обязательств принципала.
- Простая и синдицированная: первую выставляет один банк по поручению своего клиента; во второй могут участвовать сразу несколько банков (обычно используется при крупных сделках, в том числе международных, при этом чем больше банков привлекается к делу, тем дороже стоит услуга клиенту).
- Прямая гарантия и контргарантия: в первом случае обязательство перед бенефициаром принимает на себя сам банк-гарант; во втором в качестве гаранта выступает другой банк (в том числе и банк из другой страны), к которому первый банк обратился с просьбой дать свою гарантию в пользу бенефициара под его полную ответственность.
- используемые в качестве средства обеспечения выполнения обязательств;
- используемые в качестве средства обеспечения платежей.
В первую категорию могут быть включены следующие основные виды банковских гарантий:
- Гарантия исполнения (performance bond) - это инструмент обеспечения возврата покупателю гарантированной суммы в случае, когда поставщик нарушает свои обязательства по отношению к покупателю (не осуществляет поставку). То есть задача, решаемая в данном случае посредством гарантии, — это страхование покупателя от неблагоприятных последствий действий (бездействия) недобросовестного партнера-поставщика.
Особенности гарантии исполнения.
• Если дата окончания действия гарантии не может быть указана однозначно, то в основном договоре (купли/продажи, подряда или др.) следует точно оговорить, до какого времени действует гарантия,
• Если до истечения срока гарантии работа выполнена не полностью, то принципал может продлить этот срок. Если же ему в этом будет отказано, то бенефициар может потребовать исполнения гарантии от банка-гаранта.
• Если имеются рекламации по качеству или задержка исполнения либо поставщик по основательным причинам (банкротство, ликвидация) не в состоянии выполнить договор полностью, то бенефициар вправе востребовать гарантию.
- Авансовая гарантия (advance payment guarantee) - это инструмент обеспечения авансовой оплаты поставки продукции (товаров), выполнения работ, предоставления услуг. Задача, решаемая в данном случае с помощью гарантии, - страхование денежного требования продавца (экспортера) к покупателю (импортеру).
Основной целью выдачи гарантии на возврат аванса является обеспечение целевого использования выплаченного аванса в соответствии с условиями контракта, заключенного между сторонами.
Авансовый платеж производится для обеспечения поставщика средствами на приобретение необходимых материалов, транспортировку монтажного оборудования на стройплощадку, найм рабочей силы и организацию необходимых мероприятий для исполнения контракта. Согласно условиям гарантии на возврат аванса, данный аванс должен быть возвращен, если продавец или подрядчик не выполняет взятых на себя обязательств. Таким образом, наличие гарантии на возврат аванса помогает обеспечить выполнение обязательств по контракту.
Особенности авансовой гарантии
• Действует, как правило, в качестве гарантии полной поставки продукции (оказания услуг).
• Может использоваться как гарантия частичного исполнения договора, если это предусмотрено в договоре. Например, если поставки предполагается осуществлять и оплачивать ежемесячно (скажем, путем банковского перевода по предъявлении счета-фактуры в течение 10 дней после ее получения), то стороны могут остановиться на гарантии, обеспечивающей обязательность поставок в течение 1-3 мес. Гарантия будет действовать до полного выполнения договора и может быть введена в действие, если покупатель не оплатит одну месячную поставку.
• В случае договоренности о частичных поставках сумма гарантии может постепенно уменьшаться по мере выполнения договора.
- Гарантия предложения (конкурсная или тендерная гарантия) - инструмент обеспечения интересов лица, желающего поставить продукцию (выполнить работы), в том возможном случае, если после торгов заказчик в той или иной форме откажется от своего предложения. Решаемая при этом задача - страхование от ситуаций, когда организация делает предложение, но затем в силу утраты интереса к сделке или по иной причине не принимает выполненный заказ.
Срок действия гарантии: до подписания договора или выставления гарантии исполнения.
Во вторую категорию банковских гарантий (используемых в качестве инструмента обеспечения платежей) могут быть включены следующие их виды:
- Гарантия коносамента (транспортная накладная — железнодорожная, автомобильная, авиационная, морская) - средство страхования перевозчика грузов от убытков в случае, если он передает партию товара, но не получает за это коносаментов. Наличие банковской гарантии в его пользу в размере 100—120% от стоимости товара может побудить перевозчика передать товар получателю и без предъявления коносамента, так как гарантия защищает его в случае требования возмещения убытков.
- Поручительство по векселю (аваль). Банк в качестве авалиста обязуется своевременно оплатить вексель трассанту, трассату или индоссанту. Как правило, условием этого является то, чтобы вексель подлежал оплате в гарантирующем банке. Кроме того, принципал должен письменно уполномочить банк бесспорно заносить в его дебет (долг) сумму векселя, причитающихся комиссий и накладных расходов.
- Гарантия обеспечения иска или наложения ареста на имущество - возможность страхования дебитора (должника) от риска потери права распоряжаться своим имуществом в случае ареста этого имущества. При возникновении такой угрозы дебитор может выставить гарантию обеспечения иска и тем сохранить за собой право распоряжаться своим имуществом.
- Таможенная гарантия. Применяется чаще всего в случаях, когда товары ввозятся в страну временно, но в течение установленного срока не вывозятся с таможенных складов.
Таможенная гарантия выдается в пользу таможенных органов в обеспечение уплаты принципалом таможенных платежей и возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) их уплаты, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств в случае нарушения таможенных правил, пеней за просрочку уплаты. Гарантами по таможенным платежам вправе выступать только банки и страховые компании, аккредитованные приказом Государственного таможенного комитета РФ от 29.12.2001 г. №1269 «Об утверждении реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами».
- Гарантия обеспечения кредита (Security for a credit line) .
- Платежная гарантия - инструмент, обеспечивающий уплату покупной цены покупателем (импортером) продавцу (экспортеру). Основой такой гарантии может быть заем или иное обязательство.
- Судебная гарантия - инструмент обеспечения уплаты издержек судопроизводства (в пользу суда или сторон процесса).
- Договорная гарантия - инструмент обеспечения платежей по договорам любого рода.
Как правило, такая гарантия выдается при наличии обеспечения со стороны заемщика либо третьей стороны. Получение банковской гарантии на возврат кредита может служить одним из видов обеспечения возвратности кредита.
Из определения банковской гарантии, данного в ст. 368 ГК, следует, что обязательства гаранта должны быть оформлены письменно. В отличие от норм, регулирующих отношения по поручительству, неустойке, залогу и указывающих, что несоблюдение письменной формы сделок о применении этих способов обеспечения влечет их недействительность, для банковской гарантии действующим законодательством такие последствия несоблюдения письменной формы прямо не предусмотрены. Сама сущность банковской гарантии состоит в том, что это есть письменно оформленное обязательство, в силу которого кредитор принципала – бенефициар приобретает право требовать получения денег (ст. 368 ГК). Поэтому банковская гарантия – это всегда документ, совершенный в письменной форме (включая электронную документацию, телеграммы, телексы, телефаксы). В связи с этим в ст. 3 Унифицированных правил МТП для банковских гарантий по первому требованию 1992 г. подчеркнуто, что тексты самих гарантий, как и другие документы, связанные с ней, должны быть ясными, точными и исключать спорные моменты.
Условия, составляющие содержание гарантии:
- Наименование гаранта.
- Наименование принципала.
- Наименование бенефициара.
- Ссылка на основной договор, в котором предусмотрена необходимость выдачи гарантии.
- Максимальная денежная сумма, подлежащая выплате.
- Срок, на который выдана гарантия, или иной юридический факт, при наступлении которого прекращается гарантийное обязательство.
- Правила осуществления платежа.
- Положение, направленное на сокращение суммы гарантийных выплат.
Объем и детали перечисленных условий, входящих в содержание банковской гарантии, должны соответствовать требованиям, содержащимся в соглашении между гарантом и принципалом о выдаче гарантии. Но во всех случаях в тексте банковской гарантии должны быть указаны наименование гаранта; сумма, на которую выдана гарантия; срок, на который она выдана.
Условия и порядок передачи бенефициаром права требования должны быть оговорены в самой банковской гарантии. Включение в банковскую гарантию условия о возможности передачи бенефициаром требования права третьему лицу должно быть оговорено в соглашении гаранта с принципалом. Если гарантия вопреки соглашению гаранта с принципалом выдается бенефициару с правом передачи требования из нее третьему лицу, то гарант теряет право регрессного требования к принципалу, а сама банковская гарантия приобретает абстрактный характер.
Объем обязательства гаранта по банковской гарантии определен ст. 377 ГК, согласно которой предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Порядок и способы исчисления суммы гарантийного обязательства могут быть различными и включать условия о начислении процентов на основную сумму.
В отличие от этого ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное (п. 2 ст. 377 ГК). Иначе говоря, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед бенефициаром гарант несет ответственность на общих основаниях. Нарушения гаранта могут выражаться в различных формах – задержка выплаты всей или части суммы по гарантии, необоснованный отказ в выплате и т. п. Поскольку обязательства гаранта носят денежный характер, при просрочке в выплате суммы гарантийного обязательства на него может быть возложена ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК.
Условия предоставления банковской гарантииДля получения банковской гарантии клиенту необходимо:
- подать заявление с описанием основных условий требуемой гарантии;
- предоставить копии договора, содержащего обеспечиваемое гарантией основное обязательство;
- предоставить отчетность компании с приложением расшифровок отдельных балансовых счетов;
- снабдить банк прочими документами, касающимися предоставляемого банку обеспечения.
Таким образом, при обращении в банк за гарантией клиент, прежде всего, должен заполнить заявление, в котором следует указать:
- в какой срок должна быть предоставлена банковская гарантия;
- в обеспечение, какого основного обязательства клиент просит выдать банковскую гарантию и наименование бенефициара;
- предполагаемый срок действия гарантии;
- источники, из которых компания может удовлетворить требование гаранта о возмещении в порядке регресса сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии.
В обеспечение по выдаваемым кредитам и оказываемым услугам кредитного характера Банк принимает ликвидное имущество, принадлежащее заемщику (либо третьим лицам) на праве собственности, в том числе:
- недвижимость и оборудование;
- сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
- права требования по контрактам и договорам;
- векселя надежных эмитентов, в том числе собственные векселя Банка;
- корпоративные и государственные ценные бумаги;
- депозиты, размещенные в Банке;
- высоколиквидное имущество (в том числе - денежные средства), помещаемое в заклад в хранилище Банка.
В качестве дополнительных факторов, улучшающих условия получения кредитов, Банк принимает в рассмотрение:
- стабильные обороты по расчетному счету;
- стабильные объемы инкассации;
- гарантии сторонних банков, в том числе авали векселей;
- поручительства юридических и/или физических лиц.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении услуги кредитного характера потенциальный заемщик предоставляет Банку следующий пакет документов:
- Учетная карточка заемщика (бланк Банка)
- Ходатайство на выдачу кредита, содержащее:
- объем и сроки кредитования;
- направление (цель) использования средств;
- предложения по форме кредитования (разовая ссуда, кредитная линия и т.д.)
- перечень прилагаемых документов
- Юридические документы:
- копия учредительного договора;
- копия устава;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- карточка с образцами подписей (первый экземпляр);
- документы, подтверждающие полномочия должностных лиц организации-заемщика (выписка из протокола собрания акционеров (пайщиков) об избрании руководителя; копия приказа руководителя организации о полномочиях по заключению кредитных договоров, либо доверенность на лиц, имеющих право первой подписи на проведение этих операций; копия приказа о назначении главного бухгалтера);
- копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера.
- Справки:
- свидетельство о постановке на учет в органах ГНИ;
- документы, подтверждающие регистрацию заемщика в качестве плательщика пенсионных и страховых взносов в территориальных фондах пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования, социального страхования;
- информационное письмо из ГНИ (после открытия ссудного счета).
- Технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия:
- полное наименование проекта (сделки) и цель мероприятия;
- расчет рентабельности проекта (сделки);
- краткая характеристика существующего положения дел в области предлагаемого проекта (сделки);
- предполагаемые исполнители и соисполнители;
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (работ, услуг);
- дополнительные проблемы, которые необходимо решить при выполнении кредитуемого мероприятия;
- требуемые заемные средства и срок (график) их возврата;
- график направления и использования заемных средств;
- помесячный план доходов и расходов (с разбивкой по статьям) на период кредитования;
- полная информация о том, за счет каких средств планируется погашение кредита и процентов за его использование.
- Документы, характеризующие инфраструктуру деятельности:
- правоустанавливающие документы (договоры аренды, либо свидетельства о собственности) на использование складских, торговых и офисных помещений;
- копии лицензий на отдельные виды деятельности;
- копии необходимых лицензий и квот на осуществление экспорта.
- Документы, характеризующие обеспечение по кредиту:
- перечень предлагаемого обеспечения;
- документы, подтверждающие право собственности залогодателя на закладываемые товарно-материальные ценности;
- независимая оценка закладываемого имущества;
- договора ответственного хранения или страхования имущества;
- документы, подтверждающие что имущество, предлагаемое в обеспечение по кредитуемому проекту, не является предметом залога у других кредиторов.
- Документы, характеризующие финансовое состояние заемщика:
- выписки со всех рублевых и валютных счетов заемщика, открытых в других банках, за последние 6 месяцев;
- сведения о кредитах, полученных в других банках (или копии кредитных договоров), отражающие: сумму кредита, целевое назначение, срок погашения, форму обеспечения, банковские выписки по ссудным счетам;
- баланс заемщика со всеми приложениями (заверенный ГНИ) на три последние отчетные даты и за два последних года, в том числе - расшифровка следующих балансовых статей по состоянию на последнюю отчетную дату:
- основные средства;
- производственные запасы;
- готовая продукция;
- долгосрочные финансовые вложения (по срокам);
- краткосрочные финансовые вложения (по срокам);
- товары;
- дебиторская задолженность (по срокам);
- кредиторская задолженность (по срокам);
- незавершенное строительство;
- Акт последней аудиторской проверки.
Банк может работать с гарантиями тремя способами: выдавать, получать и принимать гарантии . В практике российских банков наиболее часто используются два последних способа: когда банк сам обращается в другие банки за гарантией (чаще всего - при проведении собственных или клиентских операций на внешних рынках); когда банк требует, чтобы гарантию другого банка представил клиент. Следовательно, услуги клиентам имеют место в тех случаях, когда банк выдает гарантии за них либо получает для них гарантии других банков,
К банковским гарантиям прибегают по той же причине, по какой используются обычные поручительства. Кроме того, большая популярность гарантий объясняется и их более высокой надежностью (естественно, когда банковская система не испытывает серьезных кризисных потрясений) и быстротой реализации (практика показывает» что требования бенефициара удовлетворяются в срок, не превышающий 3 - 5 рабочих дней).
С точки зрения банка использование собственной гарантии выгодно тем, что, выдавая ее, банк отодвигает отвлечение средств из своего оборота, что невозможно при выдаче кредита. Вместе с тем, поскольку риск по гарантии практически равен кредитному риску, банк за такую свою услугу берет адекватные комиссионные, учитывая обеспечение, предлагаемое получателем гарантии (принципалом).
В силу сложившейся практики российские банки дают гарантии, как правило, под надлежащее обеспечение. Для крупных, стабильных клиентов это может быть генеральная договоренность, дающая банку право безакцептно списывать необходимые суммы со счетов принципала в порядке регрессного возмещения понесенных гарантом затрат. От других клиентов в качестве обеспечения может быть принят заклад высоколиквидных ценных бумаг, с ними может быть подписан кредитный договор с оформлением залога товарно-материальных ценностей и т.д.
Риски некомпенсируемых потерь при наступлении гарантийного случая кроются также в нюансах юридического оформления и проработки текста гарантии, особенно если речь идет о гарантии по внешнеторговой сделке. Здесь чрезвычайно важно глубокое знание особенностей гражданского законодательства страны бенефициара, а при получении гарантии из-за рубежа — законодательства страны гаранта.
Что касается получения (покупки) банком гарантии другого банка, то этот инструмент используется тогда, когда таково условие контрагента по сделке или таковы обычаи делового оборота. Наконец, банк рассматривает данный инструмент в качестве способа обеспечения выполнения клиентом его обязательств, причем гарантии других банков, особенно хорошо известных своей надежностью и авторитетом, он принимает охотнее, чем обычные поручительства.
Использование гарантий (как и поручительств) сопряжено с повышенными рисками для банков, выдающих гарантии (поручительства). Поэтому Банк России требует, чтобы банки надежно управляли такими рисками (экономические нормативы Н9.1 и Н10.1 из ныне действующей Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 г. №110 «Об обязательных нормативах банков»).
Схема работы банка с гарантиями за клиентов выглядит в общем виде следующим образом. Заемщик представляет в банк-кредитор предгарантийное письмо, в котором банк-гарант дает свое согласие обеспечить возврат кредита данным заемщиком. Если кредитный комитет (решение о принятии гарантии принимается на таком уровне) соглашается принять предлагаемую гарантию (а это должна быть гарантия банка, на которого в данном банке рассчитаны и утверждены соответствующие лимиты), то запрашиваются следующие документы: оригинал гарантии, копия лицензии банка, его баланс и копия аудиторского заключения. Сумма свободного лимита на банк-гарант определяется, как правило, в виде разности между общей суммой лимита на банк-гарант и суммой его обязательств перед данным банком. Причем делать это необходимо на основе специального внутрибанковского нормативного документа.
К основным видам гарантий, применяемых российскими банками, относятся: • контрактные платежные гарантии и гарантии возврата аванса; • гарантии надлежащего исполнения контракта; • гарантии оферты (участия в тендере); • гарантии возврата кредита; • гарантии таможенным органам (на оплату таможенных пошлин, учреждение таможенных складов, приобретение акцизных марок).
В гарантийной операции могут участвовать один или два банка. Операция в каждом из этих случаев будет проходить по особому «сценарию».
ЗаключениеПодводя итог рассмотрению банковской гарантии, хотелось бы ещё отметить, что независимость банковской гарантии от основного обязательства, заключается в том, что от основного обязательства не зависит обязательство гаранта перед бенефициаром. Ведь даже в том случае, если основное обязательство будет прекращено, в том числе и по причине его надлежащего исполнения должником, повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом. Рассуждая об ответственности гаранта, необходимо отметить, что объем выполнения гарантом своих обязательств не может выходить за рамки, очерченные в самой банковской гарантии. Ответственность же гаранта за неисполнение своего обязательства ничем не отличается от ответственности должника по денежному обязательству. Помимо требования о взыскании суммы, на которую выдана банковская гарантия, бенефициар вправе требовать от гаранта уплаты процентов годовых на эту сумму, а также в части, не покрытой процентами, возмещения причиненных убытков. Гражданский кодекс РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований по которым действие банковской гарантии прекращается: уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия; окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана; отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращение ее гаранту; отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
ИСТОЧНИКИ:- http://ru.wikipedia.org/wiki/Банковская_гарантия
- http://www.for-expert.ru/book_gp2/31.shtml
- http://www.btabank.ru/ru/legalpersone/bgar/
- http://www.pravcons.ru/publ07-11-05-7.php
- http://www.buhgalteria.ru/page/3042
Банковский перевод
Банковский перевод - это расчетная банковская операция, проводимая посредством направления телеграфом или по почте платежного поручения одного банка другому.Читать далее...
Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему банку-корреспонденту, о выплате определенной суммы денег бенефициару (т.е. переводополучателю), предъявителю чека или иных платежных документов. Платежное поручение дается банком на основе указаний перевододателя - клиента банка. Последний инструктирует банк об условиях выплаты бенефициару суммы перевода. Эти поручения выполняются банком и его учреждениями за счет перевододателя.
Схема расчетов с помощью банковского перевода
Условные обозначения:
- Экспортер передает импортеру документы в соответствии с заключенным контрактом;
- Импортер выставляет платежное поручение в банк;
- Снятие денег со счета импортера и зачисление их на счет «Лоро»;
- Уведомление (т.е. авизование) банка, обслуживающего экспортера, об осуществлении операции 3;
- При поступлении авизо (т.е. извещения о том, что деньги поступили на счет) списание денег со счета «Лоро» и зачисление их на счет экспортера;
- Авизование экспортера о зачислении денег на его счет.
- в зависимости от состава участников банковские переводы подразделяются на:
- международный банковский перевод — банковский перевод денежных средств, среди участников которого есть уполномоченный банк и банк-нерезидент;
- внутренний банковский перевод — банковский перевод денежных средств, участниками которого являются только уполномоченные банки;
- в зависимости от состава сторон и участников банковские переводы подразделяются на:
- банковский перевод за границу — банковский перевод за счет резидента — клиента уполномоченного банка в пользу нерезидента или в пользу резидента, который является клиентом банка-нерезидента;
- банковский перевод из-за границы — банковский перевод в пользу резидента — клиента уполномоченного банка за счет нерезидента или за счет резидента, который является клиентом банка-нерезидента;
- прочие банковские переводы — банковские переводы за счет резидента — клиента уполномоченного банка в пользу резидента — клиента уполномоченного банка;
- частный перевод — банковский перевод, не связанный с предпринимательской деятельностью, сторонами по которому являются физические лица;
- перевод с конверсией, покупкой, продажей — банковский перевод, осуществляемый в валюте, отличной от валюты счета, с которого осуществляется данный перевод, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь, регулирующих порядок осуществления валютно-обменных операций;
- кредитовый и дебетовый.
Банковские переводы, осуществляемые за счет денежных средств плательщика, производятся уполномоченными банками на основании полученных от клиента (взыскателя) платежных инструкций. Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего полные и достаточные сведения, необходимые для осуществления банковского перевода. При этом представления в банк иных платежных инструкций не требуется.
- http://www.bibliotekar.ru/vneshneeconomicheskie-svyazi/97.htm
- http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1797
Закрыть текст.
Банкротство
Банкротство (несостоятельность) представляет собой неспособность должника ответить по своим долгам и полностью удовлетворить финансовые требования, предъявляемые кредиторами, а также выплатить все обязательные платежи. Читать далее...Иными словами, несостоятельность – это состояние, когда предприятие не может заплатить по предъявленным ему счетам.
Согласно законодательству гражданин (предприятие) может быть признаны несостоятельными, если соответствующие обязательства не были уплачены должником в течение 3 (трех) месяцев.
Характерные признаки банкротства - цели и виды
Признание должника банкротом не освобождает его полностью от уплаты долгов. Это лишь возможность погасить обязательства другими способами либо частично освободиться от требований, предъявляемых кредиторами.
Должник будет выплачивать долги до того момента, пока у него есть недвижимое и движимое имущество или пока они не будут полностью погашены.
Цели и виды банкротства
Главная цель банкротства для юридических лиц — закрытие бизнеса или его кардинальная реорганизация.
Для физических лиц цель начала процедуры банкротства – прекратить постоянный рост обязательств по кредитам.
Существуют такие виды банкротства:
- Реальное – банкротство, при котором лицо вследствие значительных финансовых убытков не может собственными силами улучшить свою платежеспособность;
- Условное (временное) – ситуация, когда актив предприятия растет, а пассив уменьшается, такая ситуация характерна для предприятий, которые занимаются торговлей, поскольку у них может накапливаться нереализованная продукция;
- Умышленное — противоправное деяние, совершаемое владельцами компаний для выведения средств с фирмы;
- Ложное – намеренное объявление о своем банкротстве, чтобы добиться со стороны кредиторов соответствующих послаблений и льготных условий погашения задолженности. Эти действия уголовно наказуемы.
- Если уплата долга одному кредитору повлечет за собой невозможность погашения долга другим кредиторам;
- При ликвидации фирмы была выявлена нехватка средств, чтобы покрыть все долги компании;
- После продажи активов, инициированной с целью покрытия существующей задолженности, у предприятия возникнет угроза для существования.
После того как заявление подано и зарегистрировано судом проверяются все признаки банкротства. После окончания этой проверки проводится ряд мероприятий, называемых этапами или стадиями процедуры банкротства.
ИСТОЧНИК: https://richpro.ru/stati/chto-takoe-bankrotstvo...
Составители: Билле Никита и Пискаева Софья
Закрыть текст.
Безналичные расчёты
Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачётов взаимных требований. Читать далее...Безналичные расчёты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. Организация денежных расчётов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчётов способствует разветвлённая сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Российской Федерации Центральным банком установлены следующие виды безналичных расчетов:
- Расчёты платёжными поручениями
- Расчёты по аккредитивам
- Расчёты чеками
- Расчёты по инкассо
- Расчёты платёжными требованиями
- безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
- безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
- четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
Таким образом, можно сказать, что безналичные расчеты – совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа.
ИСТОЧНИКИ:
- http://www.referatbar.ru/referats/44946-1.html
- https://works.doklad.ru/view/mGhFs_X7-pA.html
- https://hi-tech.mail.ru/news/cerkov-perekhodit-na-beznalichnyj-rasche/
Закрыть текст.
Бенефициар
Бенефициар — (синоним — выгодоприобретатель) получатель денежных платежей согласно договору или долговому документу. Читать далее...В качестве таких получателей могут выступать физические или юридические лица, получающие доход от своей собственности, сданной в аренду, получатели дивидендов по акциям, страховых выплат и т. п.
Кто может быть бенефициаром- Лицо, получающее доходы от своего имущества, переданного в доверительное управление другому лицу, юридическому или физическому (при сдаче в аренду, наём), либо от использования своей собственности третьими лицами (например, при передаче акционером акций в пользование брокеру в целях получения максимальной прибыли (дивиденда)).
- В случае доверительной собственности лицо, получающее доходы от траста.
- В страховании, лицо назначенное страхователем для получения страховых выплат по договору страхования. Фиксируется в страховом полисе.
- Выгодоприобретателем может быть также лицо в силу наследственного права, если лицо, обозначенное в страховом полисе (договоре) в качестве такового не доживает до окончания срока действия договора страхования.
- В имущественном страховании выгодоприобретателем может быть любой собственник, если имущество, принадлежащее ему, застраховано другим лицом в его пользу. Например, лизингополучатель (арендатор) заключает договор страхования, являясь страхователем, а выгодоприобретателем по договору выступает лизингодатель (арендодатель).
- Бенефициаром является также лицо, в чью пользу банк-эмитент открывает документарный аккредитив.
Биржи
Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи. Читать далее...Классификация бирж
Выделяют несколько типов бирж:
- по виду предлагаемого товара;
- по принципу организации;
- в соответствии с участниками;
- по роли и месту в международной торговле.
Функции биржи
- организация биржевого торга;
- установление правил торговли, в том числе стандартов на товары, реализуемых через биржу;
- разработка типовых контрактов;
- котирование;
- урегулирование (арбитраж) споров;
- информационная деятельность;
- предоставление определенных гарантий исполнения обязательств участниками торгов.
- https://equity.today/chto-takoe-birzha.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B0#Функции_биржи
Закрыть текст.
Благосостояние
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Читать далее...Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. Чем выше уровень развития производительных сил, тем быстрее повышается благосостояние населения.
В ещё большей степени благосостояние связано с эффективностью социально-экономической политики в данном обществе.
Благосостояние или процветание в самом широком смысле означает чье-то состояние развития, успеха или счастья. В более узком, экономическом смысле это означает финансовое богатство (в английском языке - Wealth), т. е. свободные финансовые и другие ценности, в денежном выражении, которыми располагает человек в текущий момент.
В период процветания правительства оптимистично относятся к своим деловым партнерам и потребителям. Результат увеличения потребления и производства приводит к увеличению уровня национального дохода и растущего благосостояния в обществе.
Термин "благосостояние" в основном является синонимом экономического роста или фазы роста.
ИСТОЧНИКИ:
- https://biznes-prost.ru/blagosostoyanie.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Закрыть текст.
Брокер
Брокер (от англ. broker — маклер, брокер, посредник) — юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем (страховой брокер), между судовладельцем и фрахтователем. Брокер получает вознаграждение в виде комиссионных. Читать далее...Брoкер на рынке ценных бумаг — торговый представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции сценными бумагами по поручению клиента и за его счёт или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Представляющий брокер — независимое физическое или юридическое лицо, которое принимает заявки от клиентов на заключение биржевых сделок, но сам не ведёт их счета и не принимает деньги или ценности в уплату депозита или маржи.
Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемым видом деятельности. В Российской Федерации с 1 сентября 2013 года лицензия на осуществление брокерской деятельности выдаётся Центральным банком Российской Федерации. Ранее выдавалась Федеральной службой по финансовым рынкам (до 2004 года —Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг).
Бизнес-брокер — юридическое или физическое лицо, посредник между продавцом и покупателем готового бизнеса, агент сделок слияния и поглощения бизнеса.
Брокерские услуги
К брокерским услугам относится покупка или продажа ценных бумаг по поручениям клиентов. Для предоставления таких услуг участнику рынка необходима лицензия на осуществление брокерской деятельности. Также брокер может проконсультировать своего клиента по той или иной ценной бумаге и дать рекомендации о ее приобретении. Для этого брокеры анализируют рынок (ценных бумаг, товарный рынок, валютный рынок) для выявления и прогнозирования тренда цен на тот или иной актив.
ИСТОЧНИКИ:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%80
- https://alpari.com/ru/beginner/glossary/broker/
Закрыть текст.
Бюджет
Бюджет — схема доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Читать далее...Также это важная концепция как в микроэкономике и макроэкономике. Изучением бюджета занимается наука, называемая некоторыми финансы.
В первую очередь подходы к изучению и использованию бюджетов различаются в зависимости от сектора экономики: корпоративного сектора, государственного сектора или сектора домохозяйств — в каждом из них бюджет имеет свои отличающиеся от других характеристики.
Виды бюджета
- Государственный бюджет — финансовый документ страны. Он представляет собой свод бюджетных смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и так далее. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
- Бюджет в организации
Бюджет - документ, описывающий деятельность Центра финансовой ответственности (далее ЦФО) или отдельной функциональной области (например продажи, закупки, производство и т.д.) за определённый период, выраженный количественно в стоимостных и/или натуральных показателях.
Основные типы бюджета
- Функциональный бюджет — это бюджет, составляемый ЦФО по определённому функциональному направлению за которое оно отвечает (например: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет запасов, бюджет электроэнергии, бюджет оплаты труда и т.д.). Функциональный бюджет включает в себя лимитирующий фактор.
«Лимитирующий фактор» - фактор, ограничивающий возможности ЦФО в планировании. Для производственных ЦФО, лимитирующим фактором будет объем продаж. Для ЦФО отвечающих за закупки таким фактором необходимо установить объём производства продукции. Функциональные бюджеты формируются в определённой последовательности, в той же последовательности как осуществляется планирование в компании. Основной особенностью функциональных бюджетов, является то, что они могут выражаться как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Функциональные бюджеты закладывают базу для всего экономико-финансового моделирования, так как оперируют с планами конкретных подразделений и ЦФО на уровне натуральных показателей. - Бюджет центра финансовой ответственности — составляется на основании функциональных бюджетов, как конструктор составляется из разных деталей, но в конце обретает законченную форму, также и данный вид бюджета. Он характеризует план работы ЦФО в рамках периода планирования в стоимостном выражении в трёх видах деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
- Управленческий бюджет — это бюджет верхнего уровня, его ещё называют Мастер бюджет или Генеральный бюджет (англ. Master Budget). Специалисты подразумевают под этим понятием, совокупность трёх бюджетов.
- бюджет доходов и расходов (БДР);
- бюджет движения денежных средств (БДДС);
- бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Личный бюджет или домашний бюджет - это финансовый план, который распределяет будущий личный доход на расходы, сбережения и погашение задолженности. Прошлые расходы и личные долги учитываются при создании личного бюджета. Есть несколько методов и инструментов, доступных для создания, использования и корректировки личного бюджета. Например, рабочие места являются источником дохода, а счета и арендная плата являются расходами. Третьей категорией (кроме доходов и расходов) могут быть активы (такие как имущество, инвестиции или другие сбережения или стоимость), представляющие потенциальный резерв средств на случай дефицита бюджета.
ИСТОЧНИКИ:
Составители: Телятник Диана и Бузова Алина
Закрыть текст.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий